Научите детей
видеть ложь

Дети доверчивы. Взрослые способны убедить их в чём угодно. Этим могу
воспользоваться преступники. Помните: сексуальное насилие серьезно
травмирует детей.

Подробнее

Позвоните на горячую линию, чтобы
узнать, как поговорить с ребенком на
эту тему. Вы можете об этом не знать.

8-801-201-5555

Доступен со стационарных телефонов, МТС, Velcom|A1, Life :)
по всей территории Республики Беларусь с 8:00 до 20:00

Звонок бесплатный

Что такое сексуальное
насилие/эксплуатация?

использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых;
применение угроз, шантажа, силы, хитрости для вовлечения ребёнка в сексуальную деятельность;
демонстрация детям порнографической продукции;
использование детей для изготовления и распространения порнографической продукции;
вовлечение детей в занятие проституцией.

Кто и почему становится
пострадавшим?

дети до 16 лет, чаще всего 5-12 лет;
они не понимают, что происходит;
им трудно объяснить произошедшее словами;
насильнику легко запугать или обмануть ребёнка и добиться от него молчания.

ПОЛОВАЯ СВОБОДА И
НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ
ГАРАНТИРУЕТСЯ
КОНСТИТУЦИЕЙ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Признаки сексуального
насилия/эксплуатации
над детьми

физические признаки
Боль при сидении, ходьбе;
гематомы, ссадины, кровотечения в области половых органов, анального отверстия;
жалобы на боль и зуд в области гениталий;
повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бёдер;
инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
недержание мочи;
наличие инфекций, передающихся половым путём;
беременность.

Изменения в выражении
сексуальности

странные или несоответствующие возрасту знания о сексе;
необычная или не соответствующая возрасту сексуальная активность (мастурбация, трение о тело взрослого);
повышенный интерес к играм, материализм сексуальной направленности;
имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
соблазняющее поведение по отношению к сверстникам и взрослым.

Cоциальные признаки

трудности в общении со сверстниками (избегание, отсутствие друзей своего возраста, отказ от общения с прежними знакомыми);
внезапная, немотивированная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
частая задумчивость, отстранённость, грусть, депрессивность;
нежелание участвовать в подвижных играх;
непристойные выражения, несвойственные ребёнку ранее;
частые скандалы и истерики;
запугивание младших детей и сверстников;
чрезмерная податливость, зависимость;
возврат к инфантильному поведению либо наоборот, слишком “взрослое” поведение;
отчуждение от братьев и сестёр, других родственников и членов семьи;
жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
двойственные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста)
рассказы в третьем лице (“Я знаю одну девочку...”);
утрата гигиенических навыков (чаще у малышей);
равнодушие к внешности, плохой уход за собой либо, напротив, навязчивое мытьё (у подростков);
появление у детей новых игрушек/одежды/гаджетов, которые родные не покупали. Также наличие денег в объёмах, которых у детей обычно не бывает.

Изменения

личности и мотивации

прогулы занятий;
внезапное изменение успеваемости (в том числе положительное) или потеря интереса к любимым занятиям;
неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту (“я ненавижу дядю Петю”, “я больше не пойду на футбол”);
принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой;
отрицание, непринятие традиций и уклада своей семьи вплоть до ухода из дома (у подростков).

самосознания

снижение самооценки;
отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, проституция, частые травмы и несчастные случаи);
попытки самоубийства либо разговоры о нем.

Невротические и психоматически симптомы

беспокойство, боязнь в присутствии определённого человека/людей;
сопротивление прикосновениям, поцелуям определенного человека/людей;
боязнь раздевания (например, на физкультуре или медицинском осмотре);
головная боль, боли в области желудка и сердца;
навязчивые страхи;
расстройство сна (страх ложиться спать, бессоница, ночные кошмары)

Человек, подвергающий
ребёнка сексуальной
эксплуатации, может быть
любого возраста, пола,
профессии и т.д.

Меры предосторожности

дети имеют право и должны сказать “НЕТ” любому, кто намеревается причинить им вред.
дети не должны, позволять незнакомцам, знакомым или дальним родственникам трогать, целовать или обнимать их.
дети не должны стесняться громко звать на помощь, преступника это остановит.
поощрять детей делиться всем, что происходит с ними, с родителями. Объясните, что насильники вежливо уговаривают или запугивают детей, чтобы они сохранили все в тайне.
если у подростка возникают подозрения относительно незнакомца, он должен постараться сразу же уйти от него: сменить маршрут, выйти на другой остановке, пересесть на другой транспорт. Он может сделать вид, что разговаривает по телефону с папой или взрослым другом, которые его встретят. Важно озвучить это громко в трубку телефона.
аккумулятор мобильного должен быть всегда заряжен, а номер телефона родителей и номер “102” должны быть в режиме быстрого набора.
подросток должен обращать особое внимание на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить под присмотром или с разрешения родителей.
родители всегда должны знать куда, к кому идёт ребенок, как его найти.

Как реагировать, если
ребенок готов рассказать о
насилии/эксплуатации?

серьезно отнестись к услышанному;
сохранять спокойствие и выдержку;
проявить сопереживание;
не давить на ребёнка, быть терпеливым;
успокоить и подбодрить ребёнка;
быть искренним и честным;
говорить понятными ребёнку словами;
быстро и тщательно проверить предположения.

Чего не стоит делать

обвинять ребёнка в случившемся;
давать ребёнку опрометчивые или заведомо невыполнимые обещания (“это останется строго между нами”, “мама не будет сердиться”);
отстраняться от ребёнка (пренебрегать).

Последствия
во взрослой жизни

депрессия;
неадекватное сексуальное поведение;
половая дисфункция;
посттравматическое стрессовое расстройство;
саморазрушающее поведение;
трудности социализации;
неспособность поддерживать близкие межличностные отоношения и др.

Пройдите наш тест

Проверьте свои знания, ответив на 5 вопросов нашего специально подготовленного теста

Начать

Сюжетная игра-тест

title Начать игру
title

Сюжетная игра-тест

Выбирай от лица кого вы будуте выступать

Сюжетная игра-тест

Выбери ситуацию и начнем игру

Сюжетная игра-тест

Выбери ситуацию и начнем игру

Результат

Пройти ещё раз

Позвоните на горячую линию, чтобы
узнать, как поговорить с ребенком на
эту тему. Вы можете об этом не знать.

8-801-201-5555

Доступен со стационарных телефонов, МТС, Velcom|A1, Life :)
по всей территории Республики Беларусь с 8:00 до 20:00

Звонок бесплатный методические материалы